В День социального работника мы разговариваем с Евдокией Дмитриевной Артемьевой, психологом ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».
Первая профессия выпускницы ЯПУ-2 – воспитатель детского сада. 11 лет она проработала воспитателем. Так и посвятила бы себя делу дошкольного образования, если бы не случай, который перевернул всю её жизнь. Молодая мама родила второго ребёнка, после старшей дочери, рождение сына – большое событие в семье. Но в один день, когда ребенку было шесть месяцев, вдруг он начал задыхаться. Счёт шёл на минуты – ребёнок весь фиолетовый. Местный врач обнаружил врожденный порок сердца, и что уже поздно что-либо предпринять. Ошарашенная таким вердиктом молодая мама побежала к соседке-лаборанте, которая сразу взялась помочь – нашла транспорт, чтобы отвести в районный центр, вызвала санрейс и всё время была рядом, делала массаж, при этом держали его руки верх, чтобы открывались капилляры. И всё обошлось. Но мама, увидев малыша, лежащего в кювезе разрисованного с ног до головы, потеряла дар речи… на целый год. Можно только представить её состояние в тот момент. Через год она заново научилась говорить…
И в те дни она твердо решила освоить профессию психолога. Решено – сделано. В 1995 году Евдокия Дмитриевна окончила пединститут и с тех пор работает психологом. В первые годы была руководителем психологической службы улусного управления образования, психологом, заместителем директора Реабилитационного центра для несовершеннолетних. С 2013 года – психологом, и.о. заведующего отделением Ранней помощи Республиканского ПМПК Министерства образования РС (Я).
После рождения внучки, которой поставили тяжелый диагноз, уволилась с работы, чтобы выходить её и ухаживать за ней. Это были полные надежд на лучшее, но тяжёлые дни, бессонные ночи… Все своё время, знания и умения заботливая бабушка посвятила внучке. А когда она немного подросла, устроилась психологом в детский садик. Туда со временем поступила и внучка. Чтобы помочь любимой внучке она овладела профессиями массажиста, логопеда.
Когда узнала, что открылся новый Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, пришла работать психологом. И теперь она помогает детям, семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А внучка в этом году окончила I класс гимназии, так что бабушка не может не нарадоваться:
– В наш Центр приходят дети с разными нозологиями. Во время заездов мы проводим индивидуальные и групповые психологические занятия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Есть дети со сложным диагнозом. В таких случаях стараюсь действовать на их сохранные функции. Даже у детей с РАС можно восстановить зрительные, тактильные функции, только для этого надо скрупулезно работать совместно с мамой. Действуя через близкого человека, постепенно идём на контакт.
Самое главное в нашей работе – индивидуальный подход. Даже если диагноз одинаковый, к каждому нужен отдельный подход. Поэтому я много читаю, хожу в библиотеки, копаюсь в интернете. Но только вот литературы по РАС не так много, как хотелось бы.
К нам в Центр приходят дети разного возраста (до 18 лет). Бывают случаи, когда ребёнок старше 10 лет впервые приходит на реабилитацию. Если бы с ними занимались в более младшем возрасте, то результат уже был бы другим.
Есть родители, которые приняли диагноз ребёнка, и кто ещё не принял. Те, кто приняли, приводят ребёнка, рассказывают, что он умеет, какие у них есть конкретные запросы. Они очень заинтересованы в развитии своих детей, постоянно посещают все занятия, а полученные знания используют для дальнейшего развития ребёнка, радуются их даже маленьким успехам.
А у тех родителей, которые не приняли диагноз ребёнка, сложнее идёт взаимодействие с ребёнком.
Когда сама сидела по уходу за внучкой, прошла школу принятия. Сейчас уже по-другому смотрю на родителей, понимаю их состояние. И на занятии специально уделяю им время, так как знаю, что им самим нужна помощь. Родителям были бы полезны специальные тренинги психотерапевта на принятие.
Что посоветовать родителям? Надо постоянно общаться с ребёнком, развивать его познавательные интересы, коммуникативные навыки.
Дома надо обязательно заниматься, повторять то, что было на занятиях. Постоянно читать детям сказки, обыгрывать героев сказок, чтобы формировать эмоционально-волевую сферу. Можно провести простые эксперименты со свойствами предметов (большой-маленький и т.д.) и явлений природы (например, лёд превращается в воду).
Опытом своей работы постоянно делюсь с коллегами, всегда рада помочь молодым специалистам.
Спасибо, Евдокия Дмитриевна! С праздником Вас и всех коллег!
Мария Решетникова.