Особенности дистанционной работы логопеда-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация логопедической помощи во время режима самоизоляции оказалась весьма непривычной. Нам пришлось выйти из зоны «комфорта», освоить новые формы работы с детьми и родителями, естественно, мы столкнулись с некоторыми трудностями.
   Например, не все педагоги имели техническую возможность, навык и опыт дистанционного общения. Очень сложно работать дистанционно с детьми, у которых нарушена эмоционально-волевая сфера или тяжелые множественные нарушения развития, задержки и т. п. В таких случаях занятия без активной помощи родителей невозможны. В этом случае родители становятся нашими проводниками, нашей правой рукой. Поэтому, кроме уже привычного выполнения домашних заданий и рекомендаций, необходимо обучить родителей элементарным педагогическим приёмам и мотивировать их на занятия. Современные дети очень хорошо воспринимают информацию, занятия, видеоролики и игры, транслируемые с различных технических средств, поэтому даже дети с нарушениями речи с удовольствием принимают участие в таких занятиях.
   У детей с нарушениями речи познавательные процессы и учебное поведение, чаще всего, сформировано в достаточной мере, поэтому дошкольники в зависимости от возраста и особенностей диагноза, способны удерживать внимание и активно заниматься от 10 до 30 минут. Дистанционную работу можно проводить в различных формах.
Каким же образом в условиях дистанционного образования детей с ОВЗ осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда, спросите вы…
В целом, положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования необыкновенно много, но и минусов не мало.
   Из плюсов можно выделить:
— мобильность — нет рамок в месте проведения, занятие может быть проведено в независимости от места нахождения, на любом расстоянии;
— эргономичность — экономия времени и средств, необходимых для прибытия на место для занятий.
   Основным минусом является удалённость контакта, ведь в нашей работе важен как раз прямой и непосредственно личный, часто тактильный, контакт с ребёнком.
   В период пандемии, когда многие учреждения ушли на удаленный вид деятельности мы сотрудники РРЦ ни только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Конечно, в первое время было непонятно, местами страшно от неизвестности “Как проводить уроки, где брать электронный материал, как изготовить логоигры и чтобы все это было ярко, красиво, интересно, доступно…”
И тут компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Для проведения дистанционных занятий в формате видео-конференции, мы логопеды, используем платформу Zoom. В чем ее преимущества:
Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.
• Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
• Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий.
• Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. • К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или идентификатор конференции.
• Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
   Используя функцию «Демонстрация экрана», например, при изучении лексической темы «овощи и фрукты», можно создать слайд с картинками и изображениями грядки и дерева. Логопед задаёт ребёнку вопрос: «Что это? Где он растет? На грядке или на дереве?».Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Пример группового занятия

Пример из индивидуального занятия “Автоматизация звука Ш”

Для речевого дыхания. Дыхательная гимнастика.

Ребенок вдыхает носом и выдыхает через рот на вертушку, в это время логопед кликает на изображение и вертушка крутится, эффект оживления.

Артикуляционная гимнастика

Возможности создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет-ресурсов множество, (например, интерактивные модули LearningApps.org для создания различных упражнений, игр, викторин и тестов) и различных программ, в том числе в виде анимации: слайдовые презентации в PowerPoint, учебные пособия в программах «Просмотр», «ПервоЛого», «OpenOffice» и др.

В общем, можно создать любое наглядное пособие, которым пользуется логопед в традиционной практике. Таким образом, при желании, в совокупности использования имеющихся компьютерных технологий процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным.

При подготовке онлайн занятия также важно соблюсти следующие этапы:

  • 1. Четкое планирование занятия в зависимости от возраста и диагноза ребёнка, темы и этапа работы, все это планируется после экспресс-диагностики ребенка.
  • 2. Заблаговременный подбор и подготовка методического материала, картинок, игр и заданий.
  • 3. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий.
  • 4. Обговаривания с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  • 5. Проведение занятия
  • 6. Домашнее задание
  • 7. Обратная связь (обязательный этап с родителем)
   В течении года была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития, запуск речи, работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, работа по дифференциации звуков и коррекции слоговой структуры речи, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики.
   Подводя итоги, можно сказать, что дистанционная форма работы с детьми и подростками с ОВЗ постепенно входит в нашу жизнь. Радует, что при такой форме реабилитации дети остались включёнными в коррекционный процесс и не потеряли связь между новым и старым материалом. Для нас — педагогов, переход на дистанционную форму работы, пусть даже временно, дал возможность проявить себя профессионально (пусть даже в столь ограниченных условиях), освоить новые грани своей профессии. Ведь мы должны уметь быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и перестраиваться с учетом требований нового времени, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.