О центре

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» создано распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2017 года № 1006-р.  

Учредителем Учреждения является Республика Саха (Якутия).  

Функции и полномочия Учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).   

Функции и полномочия Учредителя в части управления государственным имуществом Учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).  

Директор учреждения – Максимова Зинаида Семеновна, Заслуженный работник социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), кандидат философских наук.    

Максимова Зинаида Семеновна
Директор учреждения, Заслуженный работник социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), кандидат философских наук.

 

Основной целью деятельности учреждения является предоставление услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.   

Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения указанной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

  1. Услуги по социальной реабилитации и абилитации:
    • услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации;
    • услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации;
    • услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации;
    • услуги по социокультурной реабилитации и абилитации;
    • услуги по социально-бытовой адаптации;
  2. Услуги по медицинской реабилитации.
  3. Оказание услуг по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.Учреждение имеет 4 отделения:   —
    • Отделение социально-медицинской реабилитации.  
    • Отделение социально-психолого-педагогической реабилитации и абилитации.  
    • Отделение социально-средовой реабилитации.  
    • Ресурсный центр по Ранней помощи.  

ГБУ РС(Я) «РРЦ ДП ОВЗ» является учреждением дневного пребывания для детей-инвалидов от 0 до 18 лет. Комплексный курс реабилитации составляет 21 календарный день. Для поступления в наш Центр необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства в рамках реализации Государственного задания, также в медицинские учреждения по месту жительства в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданаммедицинскойпомощи в Республике Саха (Якутия) за счет обязательного медицинского страхования.  

В центре функционирует общежитие на 144 койко-мест для детей с родителями или с законным представителем.  

Сотрудники ГБУРС(Я) «РРЦ ДП ОВЗ» ведут активную  научно-методическую работу. В учреждении работают 1 кандидат философских наук, 1 кандидат медицинских наук .Также сотрудники постоянно повышают квалификацию в ведущих республиканских и российских учебных заведениях, поддерживают взаимодействие со специалистами реабилитационной сферы России и за рубежом.  

Социально-медицинская реабилитация в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представлена клинико-консультативной, диагностической, реабилитационной частью врачами педиатром, неврологом, психотерапевтом, ортопедом-травматологом, специалистами по лечебной физкультуре, физиотерапевтом, офтальмологом, оториноларингологом-сурдологом, функциональной нейро, офтальмо и сурдодиагностикой. Отделение оснащено диагностическим, лечебно-профилактическим и реабилитационным оборудованием, отвечающим последним требованиям современной медицины.  

Офтальмологический кабинет оснащен бесконтактной и безболезненной, аппаратурой импортного и отечественного производства для коррекции зрения.  

Оториноларингология — сурдология оснащена современным многофункциональным ЛОР-комбайном, оснащенным автоматическим подогревом, дезинфекцией, рабочего места, ультразвуковым сканером для диагностики заболеваний придаточных пазух носа; Клиническим аудиометром, также вспомогательным оборудованием, позволяющим проводить диагностику всей слуховой системы с наружного уха до оценки деятельности волосковых клеток улитки в головном мозге.  

Особое внимание следует уделить уникальному неинвазивному аппарату MagPro для транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга — электрофизиологическому аппарату для диагностики и терапии заболеваний центральной и периферической нервной системы. Уникальность аппарата и его высокая реабилитационная активность в реабилитации детей с задержкой психо-речевого и речевого развития заключается в совместной работе врачей физиотерапевта, невролога и логопедическими занятиями, в реабилитации детей с ограничением движения в совместной работе невролога и врача по лечебной физкультуре.  

Деятельность наших специалистов по лечебной физкультуре и ортопедии заключается в ранней стимуляции и развитии суставной мобильности, обучению ходьбы на тренажерах фирмы «RehabMediсal» при нарушениях опорно-двигательного аппарата, в частности при детском церебральном параличе, вертикализации и горизонтации ребенка, что позволяет проводить эффективную индивидуальную двигательную реабилитацию детей, ведь в целом развитие начинается с движения.  

Физиотерапевтическая помощь представлена обширным парком высокорезультативных аппаратов отечественного и импортного производства, обеспечивающих в полном объеме все виды физиотерапевтических услуг, направленных на лечение светом, с помощью воздействия магнитных переменных и постоянных полей, лазеротерапией, ингаляторием, бесконтактными релаксирующими ваннами, лечением фангопарафином, действие которых направлено на улучшение трофики мышц, микро и макроцируляции, всех органов и систем, центральной и периферической нервной системы, стимуляции иммунной системы.  

Водолечебница представлена тракционной ванной для вытяжения позвоночника в водной среде, вихревыми ножными ваннами, каскадной сидячей ванной, гидромассажными ваннами, ваннами для детей до 2-х лет, воздействие которых направлено на улучшение микроциркуляции кровеносной системы, релаксации, уменьшению болевых ощущений при наличии контрактур, ограничений в движении.  

Бассейн с водопадом, гидромассажем оснащен подъемником для перемещения детей с ограниченными двигательными возможностями, водная среда обеспечивает закаливание, положительный эмоциональный фон, улучшение кардиоваскулярной, дыхательной системы и общего психофизического фона детей.   

Особую роль в проведении медицинской реабилитации занимает массаж, у нас используется классический, медицинский, точечный, логомассаж и нейродинамика.   

Зал мягких модулей и сенсорных дорожек — на мягких модулях ребенок учится в игровой форме и максимально безопасной среде преодолевать различные препятствия, ползанию, лазанию и т.д. Это позволяет развивать чувство равновесия, координацию движений и т.д. На сенсорных дорожках дети получают дополнительную сенсорную стимуляцию стоп, что стимулирует дополнительную работа ЦНС. Неровные поверхности дорожек развивают мускулатуру стоп, производя лечебный и профилактический эффект на детей с плоскостопием, вальгусом и детей с предрасположенностью к ним.   

В комплексной реабилитации детей с ОВЗ неоценимую роль берет на себя психотерапевтическая помощь, которая направлена как на работу с детьми, так и на кропотливую работу с родителями. Цель психотерапевтической помощи состоит в восстановлении ресурсного потенциала родителя для дальнейшей эффективной работы со своим особым ребенком.   

Результатом комплексной работы специалистов по лечебной физкультуре, массажу, нейродинамики, ортопедии, психотерапии, является восстановление способности самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать свое поведение, обретение надежды и возможности на дальнейшую трудовую и социальную деятельность.   

В отделении социально-психолого-педагогической реабилитации и абилитации оборудованы сенсорные комнаты, кабинеты «Сова-няня», «Саундбим», музыкальной стимуляции, фонетической ритмики.

Верботональная «СУВАГ» диагностика определяет функциональные возможности остатков слуха с целью расширения слухового поля, восстановления слушания для последующего качественного слухопротезирования.  

Целью психолого-педагогической, социальной диагностики в условиях Реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико- консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с интеллектуальными, сенсорными, речевыми нарушениями различного генеза, для выявления функциональных и компенсаторных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.  

Дефектологи нашего Центра используют в практике работы Верботональный метод — способ реабилитации детей, использующий ресурсы всего организма для развития слушания, устной речи, повышения коммуникативных способностей, для дальнейшей интеграции в общество детей с ОВЗ, включает: вибротактильную фазу (для детей раннего возраста), фонетическую ритмику, музыкальную стимуляцию речи, специальный аудиовизуальный курс, пиктографскую ритмику.   

В работе логопедов используются интерактивный стол с компьютерной программой, что позволяет эффективно проводить коррекцию нарушений речи.   

Также работает современная сенсорная комната, позволяющая эффективно проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Сеансы в сенсорной комнате служат как основной, так и дополнительной реабилитационной технологией, в зависимости от поставленной задачи реабилитационного курса.    

В реабилитации детей используем новый реабилитационный метод — сенсорная интеграция, суть которого помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Регулярное использование оборудования «Сова-няня» приводит к заметным улучшениям в состоянии ребенка.  

Отделение социально-средовой реабилитации предоставляет социально – педагогические услуги по реализации реабилитационных программ для детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 18 лет.  

Реабилитационный процесс в отделении строится на основе коррекционно-развивающих программ, разработанных специалистами учреждения самостоятельно и с применением верботонального метода.  

В отделении работают кураторы, специалисты по Монтессори-терапии, специалист по гарденотерапии, специалист по социально-бытовой адаптации и младшие воспитатели.  

В работе со всеми детьми с ОВЗ широко используются возможности комнаты Монтессори – Монтессори-терапия. Основными принципами системы являются: создание развивающей среды с условием развития самостоятельности ребёнка, свободы в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка с ограниченными возможностями.  

Реабилитационные мероприятия направлены на то, чтобы дети-инвалиды, приобрели социальный опыт, овладели необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальным нормам поведения. 

Для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов проводятся социокультурные мероприятия, групповые реабилитационные занятия, мастер-классы, конференции.  

Особое место в реабилитации ребенка занимает изучение семьи (опрос, беседа) с составлением социального паспорта семьи для дальнейшей постановки на учет и последующей помощи ребенку до 18 лет. В ситуации с особенными детьми самой значимой частью социальной среды есть и будет семья ребенка.  

Отделение ранней помощи обслуживает детей целевой группы – дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети с ограниченными возможностями здоровья, с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности.   

Цели деятельности:

  • психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) для своевременного выявления детей целевой группы, имеющих нарушения состояния здоровья и ограничения жизнедеятельности, и семей, нуждающихся в ранней помощи;
  • проведение междисциплинарной оценки развития и функционирования ребенка в соответствии с Международной классификацией функционирования (МКФ) для разработки индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП);
  • реализация ИПРП по организации комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии;
  • содействие улучшению состояния физического и психического здоровья детей раннего возраста группы риска, их оптимальному развитию и адаптации, социализации в обществе, профилактики детской инвалидности;
  • осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних) по вопросам улучшения здоровья и качества жизни детей с целью повышения родительской компетентности в вопросах обеспечения ухода, развития и воспитания ребенка раннего возраста для его оптимального развития.