Отделение социально-средовой реабилитации

Цель деятельности   отделения

  • создание программ и условий для реализации социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.

Основные задачи отделения:

  • комплексное изучение проблем ребёнка, определение возможностей и потребностей ребёнка в социально-средовой реабилитации и абилитации,
  • оказание реабилитационной и абилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка и внедрение новых реабилитационных и абилитационных методов и технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка и составление развивающей программы с учетом социальной ситуации развития ребенка;
  • организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с ОВЗ с учётом времени пребывания их в учреждении, возраста, уровня подготовки, формы и степени ограничения возможностей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания, социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание благоприятной обстановки для интеграции в социум детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В отделении социально-средовой реабилитации работают специалисты по Социально-бытовой адаптации, Монтессори-терапии, Гардено-терапии, Арт-терапии, Игровой коммуникации, специалисты по социальной работе, воспитатели-кураторы, младшие воспитатели.

     Ведётся ежедневный мониторинг оказанных социальных услуг, постоянный контроль качества проводимых занятий и посещаемость детей.

 

Кураторы

Воспитатели-кураторы отделения социально-средовой реабилитации выполняют роль администраторов.

Основные цели и задачи:

  • Встреча, сопровождение, консультирование детей и их законных представителей при прохождении комплексной диагностики и реабилитации.
  • Сбор и анализ договоров, актов, согласий на обработку персональных данных. Проведение анкет и опросов среди получателей услуг.
  • Введение мониторинга проведения занятий и их посещаемости. Проведение социокультурных мероприятий для создания благоприятных условий способствующих развитию личности детей и подростков с ОВЗ.

Монтессори-терапия

      Мария Монтессори – известный педагог и философ, первая женщина-врач в истории Италии, одна из первых обладательниц ученой степени доктора наук. Родители и педагоги знают её как создательницу метода воспитания с девизом «Помоги мне сделать это самому». Этот девиз дает понять, что суть методики Монтессори заключается в самостоятельном и свободном обучении ребёнка.
     Занятия по Монтессори-терапия, включает в себя наличие безопасной, упорядоченной среды и эстетичного, красочного дидактического материала, стимулирующего развитие ребёнка. Основное внимание уделяется навыкам самообслуживания, развитию у детей самостоятельности, самоконтроля, мелкой моторики, умения и навыка, создания благоприятных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями с учетом его индивидуальных особенностей, формированию независимо от диагноза адекватный поведенческий репертуар.
     Основные цели и задачи Монтессори-терапии:
  • здоровьесбережение ребенка; 
  • расширение сенсорно-перцептивного опыта; 
  • усвоение навыков самообслуживания, общения, социализации; 
  • развитие познавательных способностей, мелкой моторики; создание благоприятных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
    Занятия реализуются в течение 21 календарного дня. Занятия проходят в индивидуальной или в малых группах в форме «Родитель-ребёнок». 
    Продолжительность занятий 15-30 мин. в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
 

Гарденотерапия

  •     Гарденотерапия – имеет два корня «гарден» — «сад» и «терапия» — «лечение».
    Гарденотерапия является одним из инновационных методов реабилитации и абилитации детей и подростков. Это возможность включения их в активную социально-направленную деятельность и адаптации в социальную среду.
     В суровых климатических условиях Якутии детям с ограниченными возможностями здоровья  насладиться природой, окунуться в растительный мир порой бывает сложно или невозможно. Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов помогает пробудить интерес к окружающему миру, способствует в сформировании представления о природе.
 
    Основные цели и задачи гарденотерапии: 
  • Развитие мелкой и крупной моторики, навыков самообслуживания, воспитание любви к природе. 
  • Развитие у ребёнка-инвалида навыков повседневной бытовой деятельности, включая ознакомление с окружающей средой, уходом за растениями. Мотивация к труду.
  • Повышение компетентность ребёнка-инвалида (14-18 лет) в области профессиональной ориентации, знакомство с профессиями сельского хозяйства и садоводства.
    

Занятия по игровой коммуникации

     Занятия по игровой коммуникации — современное эффективное направление, нашедшее применение в социальной реабилитации.

     Через игровую коммуникацию дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с правилами и культурой поведения, инфраструктурой поселения, передвижения и ориентирования. Занятия по игровой коммуникации помогают снять напряжение и позволяют открыто выразить свои эмоции.

     Занятия проводятся в малых группах — от 3 до 5 детей. Продолжительность одного занятия от 15-25 минут, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     Основные цели и задачи игровой коммуникации:

     самая основная цель занятий по игровой коммуникации — социализация детей-инвалидов в социум. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • формирование у ребёнка-инвалида навыков социального взаимодействия в различных ситуациях;
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей;
  • демонстрация различных способов решения жизненных ситуаций;
  • коррекция поведенческих отклонений;
  • формирование у ребёнка-инвалида навыков культуры поведения;
  • выполнение ребёнком простых, сложных и многоплановых задач самостоятельно и в коллективной работе;
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
  • формирование у ребёнка-инвалида навыков умения распоряжаться денежными средствами;
  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети»;

 

 

Социально-бытовая адаптация

     СБА – социально-бытовая адаптация – это   специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Дети получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.), информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

     Самообслуживание — это деятельность, направленная на удовлетворение личных потребностей человека, связанная с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.

     Цель: Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.

 

     Задачи:

  • формировать и совершенствовать социально-бытовые умения и навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формировать правильное поведение, соответствующее общепринятым социальным нормам;
  • прививать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания;
  • развивать моторные навыки, необходимые для самообслуживания;
  • развивать умение выполнять практические действия, бережливость, аккуратность в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены;
  • формировать коммуникативные навыки, необходимые для социально – бытовой адаптации.

Специалисты по социальной работе

 

Специалисты по социальной работе несут ответственность за контроль и выполнение государственного задания, ведение электронной программы “АСП”, предоставление отчетности в отраслевое министерство и другие инстанции, введение и оформление документации и личных дел обратившихся граждан.

Ведут работу с УСЗН г. Якутска и улусами Республики по выявлению семей с детьми ОВЗ, нуждающихся в социальной реабилитации.

 

Годовой план ССР.pdf

План работы отделения социально-средовой реабилитации ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ"

План мероприятий ССР.pdf

План мероприятий социально-средовой реабилитации на 2021-2022 гг.

Положение об отделении ССР.pdf

Положение об отделении социально-средовой реабилитации