Отделение ранней помощи

Раннее детство является важным периодом человеческой жизни. Это период, когда формируется фундамент развития человеческого капитала: здоровье и психическое развитие, основы когнитивного, творческого и эмоционального интеллекта.
   И нам взрослым, необходимо не упустить данный период.
   Известно, многие болезни и состояния, возникающие в детстве и в более поздних этапах, уходят корнями в раннее детство.
   К нарушениям и отклонениям у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, осложнения в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, травмы или просто оставленные без внимания частые падения. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области, которые наиболее интенсивно развиваются в период раннего детства. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.

Основные закономерности нормального психомоторного развития

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
   Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления.
  В первый период — период новорожденности (0—1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3— 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
   Во втором периоде (1—3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица. Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка. У детей, которые в дальнейшем демонстрируют отклонения в развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют или проявляются в рудиментарной форме. Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например, появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями и другими расстройствами.
   В третьем периоде (3—6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. Следует отметить, что реакция страха на этом возрастном этапе появляется не у всех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий его воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страха на этом возрастном этапе может быть первым признаком возможной дисфункции.
   На следующем этапе развития (6—9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха. Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить. Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым; чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению.
   Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9—12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители. Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.
   К концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Основные принципы ранней помощи

  • Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов ранней помощи направлена на взаимное сотрудничество и поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. Семья, как главный воспитатель не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует, именно в семье закладываются основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека — одного из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
  • Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов развития ранней помощи.
  • Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом — принципом партнерства.
  • Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.
  • Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством Российской Федерации.
   Целевая категория: Программы ранней помощи предназначены для семей с детьми с рождения до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья или возможными рисками возникновения нарушений в развитии.
   То есть, в некоторых случаях с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов ранней помощи, а в некоторых случаях дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от нормо или нейротипичного развития.
   Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).
 
   Задачи реализации ранней помощи:
1. Раннее выявление возможных рисков нарушений в развитии ребенка и особых образовательных потребностей.
2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом ранней помощи.
3. Обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, начиная с первых месяцев жизни.
4. Значительно более глубокая дифференциация и индивидуализация программ ранней помощи, создание особой организации развивающей среды.
 
   Стратегия комплексного подхода или междисциплинарная команда специалистов ранней помощи:
   Каждому специалисту, который приходит в раннюю помощь важно уметь развивать партнерство с семьей, организовывать совместную игру родителя с ребенком, общаться с «особым» ребенком, оказывать психологическую помощь родителям или устроить стабильную позу для ребенка с двигательными нарушениями. Это так называемые междисциплинарные знания и методологические принципы ранней помощи, которые необходимы логопеду, учителю дефектологу, педагогу психологу, специалисту по двигательному развитию. Это позволяет посмотреть на ребенка и его семью с разных сторон, лучше оценить возможности ребенка, определить проблемы и ограничения, а также его сильные стороны, опираясь на которые специалисты совместно с родителями составляют программу помощи для ребенка.
   Специалисты практики ранней помощи проводят междисциплинарную оценку. На основании проведенной оценки планируют и осуществляют групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
 
   Важнейшие компетенции специалиста в сфере ранней помощи:
  1. Отношения сотрудничества с семьей;
  2. Учет соматического здоровья ребенка при реализации индивидуальной программы ранней помощи;
  3. Коммуникация с «особым» ребенком;
  4. Умение обеспечить прогресс в обучении ребенка;
  5. Психологическая поддержка семьи;
  6. Использование игры для обучения ребенка.
 
   Междисциплинарная команда специалистов осуществляет комплекс услуг детям с нарушениями и отставанием в развитии и их родителям направленные на:
  • Содействие физическому и психическому развитию детей;
  • Вовлеченность ребенка в естественные повседневные жизненные ситуации;
  • Формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей;
  • Повышение компетентности родителей;
  • Включение (инклюзия) детей в среду сверстников.
 
   Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того, чтобы избежать, либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка.
   Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:
  • Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить);
  • Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
  • Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
  • Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
  • Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
   Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.

Что мы видим в ребенке — маленькое слабое тело,или огромные внутренние силы, руководящие развитием человека.Каждый непрерывно творит свою реальность.Стремление к развитию, получению опыта и осознанию себя очевидно в маленьких детях.В наших силах грамотно помочь семье и ребенкустать Самим собой и достойно прожить Свою жизнь ?!

Мария Монтессори­

Регламентирующие документы службы ранней помощи:

Годовой план РП.pdf

План работы отделения ранней помощи ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ"

Концепция развития РП в РФ

Распоряжение правительства РФ от 31.08.2016г. №1839р

Комплексная программа

Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020г., утвержденная Указом Главы РС(Я) №358 от 30.01.19г.

Развитие системы РП в РС(Я)

Приказ Минтруда РС(Я) от 23.04.2019г. №489-ОД об утверждении мероприятий, направленных на развитие системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

Положение о РЦРП

Положение о ресурсно-методическом центре ранней помощи