Отделение социально-средовой реабилитации
Цель деятельности отделения:
- создание программ и условий для реализации социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
Основные задачи отделения:
- комплексное изучение проблем ребёнка, определение возможностей и потребностей ребёнка в социально-средовой реабилитации и абилитации,
- оказание реабилитационной и абилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и внедрение новых реабилитационных и абилитационных методов и технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и составление развивающей программы с учетом социальной ситуации развития ребенка;
- организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с ОВЗ с учётом времени пребывания их в учреждении, возраста, уровня подготовки, формы и степени ограничения возможностей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания, социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание благоприятной обстановки для интеграции в социум детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
В отделении социально-средовой реабилитации работают специалисты по Социально-бытовой адаптации, Монтессори-терапии, Гардено-терапии, Арт-терапии, Игровой коммуникации, специалисты по социальной работе, воспитатели-кураторы, младшие воспитатели.
Ведётся ежедневный мониторинг оказанных социальных услуг, постоянный контроль качества проводимых занятий и посещаемость детей.
Кураторы
Воспитатели-кураторы отделения социально-средовой реабилитации выполняют роль администраторов.
Основные цели и задачи:
- Встреча, сопровождение, консультирование детей и их законных представителей при прохождении комплексной диагностики и реабилитации.
- Сбор и анализ договоров, актов, согласий на обработку персональных данных. Проведение анкет и опросов среди получателей услуг.
- Введение мониторинга проведения занятий и их посещаемости. Проведение социокультурных мероприятий для создания благоприятных условий способствующих развитию личности детей и подростков с ОВЗ.
Монтессори-терапия
- здоровьесбережение ребенка;
- расширение сенсорно-перцептивного опыта;
- усвоение навыков самообслуживания, общения, социализации;
- развитие познавательных способностей, мелкой моторики; создание благоприятных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
Гарденотерапия
- Гарденотерапия – имеет два корня «гарден» — «сад» и «терапия» — «лечение».
- Развитие мелкой и крупной моторики, навыков самообслуживания, воспитание любви к природе.
- Развитие у ребёнка-инвалида навыков повседневной бытовой деятельности, включая ознакомление с окружающей средой, уходом за растениями. Мотивация к труду.
- Повышение компетентность ребёнка-инвалида (14-18 лет) в области профессиональной ориентации, знакомство с профессиями сельского хозяйства и садоводства.
Занятия по игровой коммуникации
Занятия по игровой коммуникации — современное эффективное направление, нашедшее применение в социальной реабилитации.
Через игровую коммуникацию дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с правилами и культурой поведения, инфраструктурой поселения, передвижения и ориентирования. Занятия по игровой коммуникации помогают снять напряжение и позволяют открыто выразить свои эмоции.
Занятия проводятся в малых группах — от 3 до 5 детей. Продолжительность одного занятия от 15-25 минут, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные цели и задачи игровой коммуникации:
самая основная цель занятий по игровой коммуникации — социализация детей-инвалидов в социум. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:
- формирование у ребёнка-инвалида навыков социального взаимодействия в различных ситуациях;
- создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей;
- демонстрация различных способов решения жизненных ситуаций;
- коррекция поведенческих отклонений;
- формирование у ребёнка-инвалида навыков культуры поведения;
- выполнение ребёнком простых, сложных и многоплановых задач самостоятельно и в коллективной работе;
- повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
- формирование у ребёнка-инвалида навыков умения распоряжаться денежными средствами;
- восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети»;
Социально-бытовая адаптация
СБА – социально-бытовая адаптация – это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Дети получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.), информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Самообслуживание — это деятельность, направленная на удовлетворение личных потребностей человека, связанная с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.
Цель: Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.
Задачи:
- формировать и совершенствовать социально-бытовые умения и навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать правильное поведение, соответствующее общепринятым социальным нормам;
- прививать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания;
- развивать моторные навыки, необходимые для самообслуживания;
- развивать умение выполнять практические действия, бережливость, аккуратность в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены;
- формировать коммуникативные навыки, необходимые для социально – бытовой адаптации.
Специалисты по социальной работе
Специалисты по социальной работе несут ответственность за контроль и выполнение государственного задания, ведение электронной программы “АСП”, предоставление отчетности в отраслевое министерство и другие инстанции, введение и оформление документации и личных дел обратившихся граждан.
Ведут работу с УСЗН г. Якутска и улусами Республики по выявлению семей с детьми ОВЗ, нуждающихся в социальной реабилитации.
Годовой план ССР.pdf
План работы отделения социально-средовой реабилитации ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ"
План мероприятий ССР.pdf
План мероприятий социально-средовой реабилитации на 2021-2022 гг.
Положение об отделении ССР.pdf
Положение об отделении социально-средовой реабилитации