После двух заездов имя Эндрю Винокурова остался на устах у всех работников, родителей, детей Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Все полюбили этого необычного, необыкновенно музыкального, сообразительного мальчишку.
В психологическом плане не были готовы…
Он появился на свет в далёком заполярном посёлке, оттуда через две недели его привезли в Якутск. Мама, Ульяна Никитична Винокурова, по профессии учитель физкультуры, была директором школы. Человек открытый, позитивный. С первых дней жизни она рядом с ним: «Я родная тётя, его опекун. Так как его невозможно было увезти обратно туда, где низкое качество медицинского обслуживания, нам пришлось остаться здесь, в г. Якутске. С такими диагнозами он бы там просто не выжил».
До самого рождения все были уверены, что это будет такой же здоровый мальчик, как и все другие. Никто психологически не был готов к рождению мальчика без обеих рук… Если бы были в курсе, что родится особенный ребёнок, были бы заранее готовы – не было бы такого шока, из которой полностью до сих ещё не вышли. Ульяна Никитична звонила, просила психологов помочь, но, к сожалению, получала отказ. Говорили, что она сама очень грамотная, по виду адекватный человек, что их помощь ей не нужна…
После этого мама решила сама найти выход из ситуации. Начала через марафоны, разные курсы приходить в себя и параллельно стала обучать ребёнка. Так в их жизни появился психологический клуб «Светлячок» (рук. Н.Д. Кылыярова). Надежда Дмитриевна оказала огромную поддержку. С ней они начали преодолевать его страхи, работала она и с мамой. Потом вышли на проект «Адаптив ДЦП» (рук. М.В. Кураева), которому тоже очень благодарны за помощь.
В поисках общения
Ульяна Никитична в своё время пыталась найти в городе таких детей, как Эндрю. И нашла было девочку в Доме ребёнка, но, оказалось, её удочерили в США:
– Со множественными пороками развития он такой один. Пыталась найти какую-нибудь группу, но нигде нет такой. Недавно только вышла на «Улыбку», где общаются родители детей с расщелиной нёба. Хоть что-то близкое, могу с кем-то посоветоваться, проконсультироваться. Такая хорошая группа.
До недавнего времени Эндрю не имел возможности куда-то ездить: до пяти лет его постоянно лихорадило. Температура поднималась до 41 градуса. Нас отправляли туда-сюда, но так и ничего не выяснили. Из-за температуры всё время отказывали в операции на нёбе.
В эти дни собираем документы, чтобы полететь в Москву, где одна клиника согласились его прооперировать. Надеемся, что всё получится, –рассказывает мама.
В Реабилитационном центре
Эндрю впервые пришёл в наш Центр, когда ему было четыре года. Тогда он самостоятельно не ходил, мама носила его на руках. Он всё время плакал, так как впервые вышел из дома, впервые очутился в обществе других детей, незнакомых людей – всё это было для него ново. Он всего боялся, его пугали непонятные звуки. Две недели проходили и заболел. И так два раза.
А в этом году, по сравнению с теми годами, он стал совсем другим человеком – не только сам ходит (ходить начал в прошлом году, когда ему было пять с половиной), но и бегает, танцует, общается с детьми, стал совсем самостоятельным. И всё умеет делать… ногами.
Стоит отметить, что с 2,5 годика они занимались и занимаются у остеопатов Т.Н. Егоровой, Н.Г. Григорьевой, В.Д. Калинкиной, И.И. Максимова, усилиями которых улучшилось состояние здоровья, он начал сидеть, держать голову. Да и мама дома тоже постоянно занимается с ним: делают физические упражнения, играют в интеллектуальные, развивающие игры, занимаются творчеством. Эндрю очень хорошо лепит ногами. И делает это очень быстро. Когда он ещё не ходил, мама по расписанию проводила занятия: по лепке, рисованию, играм и т.д. Всё сама, потому что везде получали отказ только потому, что у него нет рук…
Его успехи мы увидели во время детского ысыаха Центра, когда они привезли блюдо из коржей «Якутская усадьба», тесто которого Эндрю он сам катал. Они ещё торты пекут на благотворительность.
– Теперь мы можем спокойно посещать Центр. Конечно, то, что он особенный, сразу бросается в глаза. Первая реакция – сопереживание, мол, бедняжка. А когда на групповых занятиях видят, как он ловко справляется с заданиями, мнения меняются тут же – он, оказывается, умеет всё, он такой умный, крутой. Для меня это как бальзам на душу.
В Центре мы очень прибавили. Он начал четко выговаривать слова — это был наш главный запрос в реабилитации. Научился играть на пианино, ксилофоне и других инструментах. Стал держать равновесие при движении, слушать команду и правильно дышать. Начал подниматься по лестнице прыжками на обеих ногах. Это огромное достижение за такое короткое время.
Ещё научился взаимодействовать с другими детьми, что тоже важно для нас. Обучился навыкам личной гигиены и самообслуживания.
Так что мы увидели, что комплексная работа даёт высокие результаты. Стоит отметить, что в первый заезд обучали, в основном, мужчины. В воспитании мальчика это имеет важный фактор.
От всей души благодарим директора З.С. Максимову, весь коллектив Реабилитационного центра за доброжелательность и созданную теплую рабочую обстановку. Видно, что педагоги очень компетентные и находятся в постоянном творческом поиске, постоянно повышают квалификацию.
В проекте «Мамина школа»
– В Центре мы стали счастливыми участниками проекта «Мамина школа: новая реальность, новые возможности» и попали в руки большой команды специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Новосибирска.
Я не могла понять, в чем причина задержки речевого развития ребёнка. Оказалось, что у Эндрю нарушено слуховое восприятие. Он слышал только первые два слова. Как слышал, так и, соответственно, воспроизводил. Были задания на слуховую память, с помощью которых он сможет уже составлять предложения.
Он не носил слухового аппарата, так как первый опыт настройки был неудачным. Но под громкие овации специалистов проекта Эндрю всё-таки попробовал их примерить. Он полностью доверился им, так как все по очереди испытали аппарат на себе. Какое это было чудо, когда он услышал звуки, голоса, шорох, кашель. Восторгу не было предела.
Мы были рады, что в график включили плавание, до этого не смогли найти тренера, который бы согласился работать с ребёнком. Слова Владислава Кулича вселили в меня веру в способности Эндрю. Он сказал, что парень – «огонь», если натренировать, то он будет просто «бомба». В первый раз, заходя в бассейн, он долго плакал, боялся воды, но выполнял все команды Влада. На второй день уже спокойно и самостоятельно плавал. Ему очень понравилось. Столько эмоций он испытал. Нам очень повезло, что мы попали в этот проект. Я столько приятных слов услышала в адрес Эндрю. Нам было очень комфортно сотрудничать с такими прекрасными, чуткими, добрыми, жизнерадостными и позитивными людьми.
Дар
– Он не простой ребёнок – с прошлого года Эндрю начал лечить людей. И этот дар в нём пробудился после того, как он впервые услышал звуки хомуса. Тогда же открылось горловое пение, хотя он никогда не слышал такого, и я ему не рассказывала. Это, кажется, сидит у него внутри.
Я видела, как он лечил мальчика, и в какой-то момент словила его взгляд – это был мне незнакомый взгляд… Несколько детей приезжали из улуса, он их лечил ногами. Но говорят, для такого занятия он слишком мал. Потому что после лечения сам не может восстановить баланс и по этой причине заболевает.
Знающие люди сказали поменять имя, и мы просто переименовали на английский лад – Эндрю. Думаю, имя ему идёт.
Теперь он начал лечить глазами. Как-то подруга приехала в гости из района, вся больная. Говорит, что не понятно, что болит, но нет ни сил, ни энергии. Он посмотрел на неё совсем по-другому, что она даже воскликнула: «Это же не Эндрю!» «Да, – говорю, – не Эндрю». Посидели, поговорили, потом она ушла. И скоро звонок: «Уля! Я от вас вышла совсем другим человеком. У меня все прошло!» А после её ухода он что-то увидел и начал страшно сильно плакать несколько часов подряд. Вот поэтому советуемся с частным остеопатом, и она нам помогает.
В жилах Эндрю течёт смешанная кровь: юкагирская, эвенская, якутская. Так что парень горячий, – смеётся Ульяна Никитична. – Весной мы должны были поехать на его историческую родину, где планировали познакомить его с родным краем, с предками, где он смог бы научиться сбалансировать свой дар, успокоился бы. Но в это время там все заболели ковидом. А в те края дорога есть только весной.
О будущем
Отсутствующие руки могут заменить протезы, но это станет возможным только в 8-10-летнем возрасте. Сейчас ему 6 лет.
Учиться они планируют в школе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи:
– Его будущее зависит от меня, от того, какие цели и задачи я поставлю перед ним. Я, конечно, желаю ему счастливого будущего. Чтобы он реализовался как личность. У него огромный потенциал, который надо направить в лучшую сторону.
Учу его помогать людям, несмотря на то, что он отличается от других (он пока этого не замечает). Говорю, что моя мама тоже учила нас хорошо обращаться с людьми, не делать ничего плохого.
Я ему показываю, что есть и такие люди, и ты один из них. Говорю, что без рук, без ног тоже можно жить дальше.
Каждый выбирает свой сценарий жизни: счастливый или несчастный. Мы выбрали позитивную сторону и идём маленькими шагами к своим целям. И я уверена, что у нас всё получится!
Мы все тоже желаем Эндрю самого счастливого будущего, надеемся, что он обязательно найдёт своё место в жизни и реализует весь свой потенциал. А Ульяне Никитичне, ангелу-хранителю замечательного мальчика, – здоровья и достижения всех поставленных целей.
Мария Решетникова.
,