В ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» наряду с реабилитационными услугами для детей и подростков проводятся консультации, тренинги, занятия арт-терапии и другие мероприятия для всех желающих родителей. Эту работу возглавляет педагог-психолог У.В. Винокурова. Она по образованию клинический психолог – до прихода в Центр более 10 лет работала в ФКУ ГБ МСЭ по РС(Я). Вот что нам рассказала Ульяна Васильевна:
Запросы родителей
– Для оказания помощи родителям с детьми с особенностями перед психологом стоит задача оценить психоэмоциональное состояние родителя, затем определиться с подходом, методами, инструментами работы. Запись ко мне идёт в начале заезда.
Запросы у родителей бывают разные: как справиться со стрессом, страхом, как принять диагноз ребёнка, уход из семьи второго родителя, как решать вопросы об опекунстве, как помочь ребёнку-выпускнику сдать экзамены, как лучше построить отношение с ребёнком-подростком, определиться с его будущей профессией и другие. Бывает, конкретно спрашивают, когда можно сказать ребёнку, что он приёмный в их семье. В пять-шесть лет наступает наиболее подходящий период, когда ребёнок всё воспринимает как игру. Если этот срок упущен, надо заранее психологически подготовить ребёнка.
Свою работу строю так, чтобы родители сами находили ответ на свой запрос. На такие индивидуальные консультации уходит 1-1,5 часа. Есть и групповые занятия, где родители участвуют в разных тренингах.
Цель работы
– Целью моей работы является оказание психологической помощи родителям, в семьях которых воспитывается ребенок с особенностями. Для этого сначала выявляем проблему, далее разрабатываю план работы с данным клиентом. Моя задача – формирование эмоционально зрелого родительства, выстраивание адекватных психологических границ «родитель-ребёнок», обучение родителей психологическим приёмам саморегуляции и самоконтроля.
Задача родителя
– В основном, матери чувствуют страх, тревожность, растерянность, обиду, эмоциональную напряженность, которые мешают жить, развиваться, воспитывать, заботиться о близких. Отцы, как правило, более увлечены работой, таким образом уходят от каждодневного стресса, но и они испытывают чувство вины и утраты, связанные с развитием, воспитанием, обучением, лечением своего особенного ребёнка.
Надо понять одно – когда родитель находится в гармоничных отношениях с самим собой, сможет помочь другим. Поэтому главная задача родителя – понять, осознать, принять и действовать, чтобы устранить проблему.
Восполнение энергии
– Стоит сказать, что наша работа весьма энергозатратная. Нужен постоянный энергообмен, но его иногда не бывает… Хорошо, что моя семья, муж, трое детей, это понимают, создают условия для восстановления.
Энергию восполняю, бывая на природе, что не всегда получается. Летом хорошо, когда на все выходные уезжаешь на дачу.
Люблю читать, это тоже помогает.
В нашем Центре работают выдержанные, преданные люди. Случайные долго не задерживаются.
Методы работы
– Считаю, что все методы хороши, но мне более по душе метод психологической поддержки – арт-терапия. Данный метод способствует повышению самооценки у родителей, даёт возможность осознать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций. Я сама очень люблю читать притчи. По мере надобности использую их в своей работе на повышение самооценки, саморазвития.
Также использую групповые методы работы с семьей. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку, одобрение в группе, так развивается активность и уверенность родителей.
Кроме этого, провожу индивидуальные консультации, беседы, анкетирования, различные тренинги, визуализацию, релаксацию, круглые столы и другие. Недавно провела тренинг «Начнём с себя», где проводились такие упражнения: «Знакомство», «Дыхание – это для нас всё», игры «Мне кажется, когда…», «Паровозик». Игровые упражнения помогают снять психологическое напряжение, переключить внимание, ощутить своё состояние, снять мышечное напряжение, усталость, сформировать доверительные отношения ко всем участникам. В конце тренинга все пришли к общему выводу, что задача каждого родителя быть в гармонии с самим собой, быть счастливой женщиной, мамой.
Случаи на тренингах
– Во время тренингов случаются так называемые выявления. У мамочек есть разные хобби, увлечения, с которыми они готовы делиться, провести мастер-классы. Вот в прошлом заезде О.Н. Шестакова, мама Вики Шестаковой, провела круглый стол на тему «Наши возможности», где поделилась с опытом производства сувенирной продукции из эпоксидной смолы (она самозанятая). Ольга Николаевна рассказала, как начала строить свой бизнес, как написала бизнес-план, потом защитила, какие документы нужны для этого, о трудностях, с которыми сама столкнулась, на что опиралась и во что верила. Участники обменялись контактными данными и обещали помочь друг другу.
Или же во время тренингов могу сама дополнить свою методкопилку мудрыми приёмами. Например, был в одной группе дедушка, который строил из себя дурочка, чтобы внучка-инвалид ему всё объясняла. Она даже помогает ему одеваться! Тут и проявляются такие замечательные качества, как забота о близком человеке, саморазвитие, в какой-то мере ораторское искусство, актёрское искусство, подражание (то, чего мы стараемся добиться).
О результатах
– Результаты проделанной работы появляются иногда сразу, иногда – нет. У всех индивидуально, каждый воспринимает, принимает это по-разному.
Вижу свет в конце тоннеля, когда замечаю, какие-то изменения в жизни родителей и ребёнка.
Состояние, настроение, настрой ребёнка напрямую зависит от состояния родителей.
Советы родителям
– Родителям, воспитывающим детей с особенностями, советую делиться своими переживаниями с семьей, с близкими, с психологом. Не надо замкнуться в себе и никого не подпускать.
Не стесняться просить помощи, иногда позволять себе быть слабой. Не бойтесь довериться близкому человеку, специалистам.
Моменты слабости, отчаяния будут, и это нормально. Не нужно этого бояться и воспринимать как слабость.
Дарить ребёнку любовь и внимание, но не забывать, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Помнить, когда-нибудь ваш ребёнок повзрослеет – готовьте его к самостоятельной жизни, позволяйте ему самостоятельно действовать, принимать решения.
Следите за своим поведением, внешностью – ребёнок должен гордиться вами. Мама всегда должна быть красивой, милой, доброй и здоровой. Не отказывайтесь уделять себе внимание, удовлетворить свои потребности. Этим вы показываете своему ребёнку любовь к себе.
Папа для ребёнка должен быть авторитетом, с ним он чувствует себя защищённым, уверенным. Родители должны понимать, если они будут в ресурсе, в гармонии самим с собой, только тогда смогут помочь своему ребёнку, своим близким. Берегите друг друга!
Мы благодарим Ульяну Васильевну и поздравляем всех психологов в с Днём психолога! Желаем успехов в труде, здоровья и счастья!